Эссе «Путь в храм души»
14.11.2018

Иногда, чтобы понять себя и дать понять это другим, нужно выйти....

Иногда, чтобы понять себя и дать понять это другим, нужно выйти и зайти вновь.

Голодный орущий кот.

Говорят, что в одну реку нельзя зайти дважды. Пожалуй, эта гипотеза имеет право на существование. Как один из примеров можно привести историю обучения девушки в Восточно-Европейском Институте Психоанализа.

Первый раз она может вступить в эту «реку» как в символическую школу. Это может быть второе высшее образование, на протяжении которого она чувствует себя маленькой и с неподдельным интересом впитывает информацию, с большим удовольствием посещает все лекции и с широко раскрытыми глазами слушает педагогов. Постепенно, это меняет ее жизнь к лучшему и даже появляется возможность сменить навязанную родителями сферу деятельности на желаемую!

В дальнейшем, в процессе своей новой профессиональной деятельности педагога-психолога ей помогают все изученные в стенах ВУЗа дисциплины. Изученная дисциплина под названием психодиагностика направляет деятельность по исследованию внимания, памяти, мышления, креативных способностей учащихся интерната. Для этого используются таблицы Горбова, методика «10 слов» А.Р.Лурии, методика «Исключение слов». Для психодиагностики интеллекта ею применяется тест Д.Векслера (детский вариант из 12 субтестов), тест Дж. Равенна по изучению вербального и невербального интеллекта и тест Н. Холла на изучение эмоционального интеллекта. С помощью опросника Г.Айзенка она изучает темперамент школьников и силу нервной системы с помощью теппинг-теста. В работу со старшими школьниками включается опросник Шмишека для определения их личностных особенностей, методика исследования самооценки С.А. Будасси, методику Шварца для изучения ценностей личности, опросник Басса-Дарки для диагностики агрессивности и Личностная шкала проявления тревоги Дж. Тейлор. Для определения профессиональной направленности применяла Дифференциально-диагностический опросник. Так же учащимся всех возрастов нравятся проективные методики «Рисунок семьи», «Дом-Дереов-Человек» и цветовой тест Люшера.

В работе с педагогами и администрацией новоиспеченный сотрудник использует методику диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко и опросник Интегральная удовлетворенность трудом.

При участии в медико-педагогических экспертизах уже действуют не только знания психодиагностических методик, но и клинической психологии, которая в свою очередь опирается на методологию и методы общей психологии. На основании составленного психологического заключения детей направляют на ВТЭК (МСЭ). В беседах со старшими школьниками они вместе рассуждают на темы курения и других зависимостей, их профилактики, девиантного и делинквентного поведения.

Возрастную психологию, которая является отраслью общей психологии, девушка использует при консультировании педагогов и родителей на предмет бесконфликтного взаимодействия с учащимися и между собой, при разъяснении поведенческих аспектов взаимоотношений, на пример, агрессивного поведения, его эмоциональной составляющей, при объяснении влияния возрастных факторов на взаимоотношения и успеваемость детей в учебе. На основании полученных знаний проводит мероприятия по адаптации младших и вновь прибывших школьников к учебному процессу. Неоценимую помощь и свободу возрастная психология ей дает и по жизни при общении с людьми разных возрастов.

При участии в школьных конференциях с докладами поднимаются данные, изученные и накопленные общей психологией об эмоциональной сфере и ее составляющих, озвучивает тему профессионального выгорания и его профилактики.

Знания клинической психологии и патопсихологии дают уверенность в проведении коррекционных занятий с детишками аутистического спектра, имеющими синдром Дауна, ДЦП, ЗПР, в общении с их встревоженными родителями.

Все эти знания помогают молодому специалисту приобрести бесценный опыт и помочь облегчить жизнь людям, с которыми она взаимодействовала. Три года после окончания института девушка работает в своей любимой среде, но ее душа остается неспокойной.

Она самостоятельно изучает не психоаналитические методики по работе с сознанием и бессознательным, практики, теоретические работы, посещает тренинги и психологов, учится в других школах. Она интуитивно отходит от психоаналитического метода, боясь проводить «дилетантский психоанализ», да и на ее месте работы он не востребован окружающими, а ведь она работает для них!

Беспокойство нарастает! Поняв это, она интуитивно решает продолжить свои метаморфозы на анализе у психоаналитика и за два года работы многое проясняет в моей жизни! Это здорово помогать окружающим, но ведь психика есть и у психологов! Даже в инструкциях по перелету на самолете говорится о том, что человек должен в первую очередь надеть кислородную маску себе, а потом помогать окружающим! Начинать нужно с себя!

В процессе анализа восстанавливается теория по психоанализу и коррелирует с практикой. В процессе работы над собой девушка понимает, что значит быть «расщепленной личностью», используя метод свободных ассоциаций. Интерпретации и их проработка приводят ко взгляду на вещи под совершенно другим углом. Механизмы проекции и интеллектуализации из книжных превращаются в реальные и отступают под воздействием сознательных волевых усилий. Появляется общее понимание чего она хочет и решение вернуться к истокам, обрести корни!

И вот второй раз она вступает в «реку» ВЕИП, поступив в магистратуру. Прошло всего пять лет между этими шагами, но накопленный опыт сделал разницу кардинальной – сейчас она хочет войти реальным человеком в символический храм, обрести «потерянного» Бога в виде психоанализа.

Слово «Храм» от православного слова «chormъ» — «дом вообще». В древние времена туда собирались жители поселения для поклонения божествам и проведения сакральных обрядов. Храм считался общим домом, куда мог прийти любой человек для проведения ритуалов. Когда же славяне отделились от индоевропейской группы и начали исповедовать христианство, храмомстало называться культовое строение для верующих. Хочу обратить внимание на то, что храм отличается от церкви. Различие заключается в том, что в церкви проповедуют и наставляют на путь истинный, чего не делают в храме.

Люди по-разному относятся к храмам. Одни приходят в них регулярно, другие совсем не заглядывают, а третьи прибегают в тех случаях, когда случилось несчастье, а надежда остается только на Бога.

В понимании героини назначение Храма – это предоставление прихожанину места, где он может помолиться и побыть наедине с собой и Богом.

Так как у Психоанализа, как и у Бога, нет лица и нет определенного места в пространстве для его постижения, достижения и принятия, нужны образы-репрезентанты и место встречи — храм.

Первыми представителями Психоанализа являются великие психологи прошлого и наши современники. Спасибо им за уникальный, богатейший, неизмеримый багаж знаний и мыслей, которыми они делятся с нами через свои бессмертные труды сквозь времена. Вторая категория его представителей – это преподаватели, которые доносят до нас капельки психологической жизни этой реки через свои фильтры понимания. Практикующий аналитик – это третий представитель. Места для встречи с Психоанализом могут быть разными. В ее представлении это должны быть педагоги в ВЕИПе.

Она начинает учиться и получает творческое задание по теоретической психологии. И вот именно сейчас, размышляя над ним и замечаниями прозорливого педагога, она наконец-то понимает, что самый главный храм – это храм ее души, и Бог уже находится там. И эти внутренние представления способны сделать каждое внешнее место символическим «храмом», наполненным божественными представителями, что и случилось с институтом. Такими же местами были и прежние места работы, учебы. По состоянию внутреннего спокойствия, принятия, доверия, благоговения, свободы, которое я испытываю сейчас, я понимаю, что это так.

Она поняла, что если через личную работу над собой или учебу, через Психоанализ или Психологию в целом люди меняют свою жизнь к лучшему, если психологический ВУЗ, кабинет психоаналитика или психолога для них хоть немного напоминает место, куда они могут прийти для того, чтобы в присутствии и с помощью побыть в своем храме наедине с собой, то их миссия выполняется. Она должна быть одним из людей, кто проливает свет на внутреннюю картину мира и освящает внутренний храм для каждого желающего в него войти с помощью различных психологических методов.

И не только Восточно-Европейский институт психоанализа, но и сама психология и психоанализ будут являться той рекой жизни, в которую можно вступать и находить что-то для себя новое, сколько бы раз мы в них не заходили.

Оцените статью:

0 0
Оставить комментарии
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
Статьи по тематике
матрица 05.01.2022

Психоаналитическая рецензия Х\ф Матрица

Авторская работа в качестве магистрантки ВЕИП 


Читать далее
0 0 54
мама 27.04.2021

КАК ДЕТСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ РАБОТАЕТ С МЛАДЕНЦАМИ

Случай из практики. Клиентка, молодая мама замечательной девочки 6 месяцев. И все бы хорошо, если бы не один момент: малышка родилась с обвитием пуповины. Это сказалось на том, что сейчас просто невозможно было одеть ей какие-либо чепчики с завязками вокруг шеи...


Читать далее
0 0 237
Контрперенос и вытеснение в бессознательное Другого 21.02.2020

Контрперенос и вытеснение в бессознательное Другого

Впервые термин контрперенос встречается в статье «Пути психоаналитической терапии» (1910)... Читать далее
0 0 99
Услуги
Групповые встречи

Групповые встречи

Игры

Игры

Расстановки

Расстановки

кабинет психолога пенза

Детский психоаналитик

Консультации/Супервизии

Консультации/Супервизии

Бесплатно
Форум

Форум

Блог

Блог

Курсы

Курсы

Лекции

Лекции

Книги и материалы

Книги и материалы

Обучение
Запись на консультацию