Работа с психоаналитиком в метафорическом смысле напоминает камень, который мы бросаем на водную поверхность, и он мчится по ней, оставляя за собой круги расходящихся по воде волн. Так мы организуем нашу мысль в направлении вектора мышления, которая, соприкасаясь с поверхностью психического аппарата в разных его областях (сознание, предсознательное, бессознательное), вызывает моменты нового понимания происходящего, вспышки более глубокого восприятия существующей реальности, так называемые инсайты или осознания.
Эти моменты так же можно назвать отправными точками, которые меняют нашу внутреннюю картину мира, а следовательно, и ее внешнее отражение, как по мановению волшебной палочки преображая всю жизнь. Для этого в последующем могут потребоваться минуты, а могут потребоваться и месяцы, но факт тот, что после них мы уже никогда не будем прежними.
С момента последний консультации с моим последним аналитиком прошло два месяца. В связи с беременностью я приняла решение отдохнуть от глубокого анализа и посвятить себя ожиданию малыша. И вот уже в который раз я замечаю, находясь по другую сторону процесса в качестве анализантки, что на окончании анализа процесс трансформации не оканчивается.
Консультации закончились, а осознания все еще доходят до моего ума и заставляют меняться и менять свою жизнь. Внутренняя работа, начатая в разговорах с профессиональным психоаналитиком, продолжается и после окончания беседы. Все равно, что камень, брошенным в воду. Вроде бы он уже давно под водой, а волны все еще продолжают расходиться по водной поверхности.
«Эффект водных кругов» присутствует, судя по всему, после любой интеллектуальной деятельности, и работа с психоаналитиком, индивидуальная ли или групповая, не исключение, и чем дольше и глубже была эта проведенная работа, тем дольше остается это послевкусие, меняющееся со временем и раскрывающее все новые нотки «винного букета».
Думая об этом, вспоминаю разговоры некоторых людей, их возмущенные слова о том, что психоанализ – это долго! Сейчас я понимаю, что в подобном отношении есть смысл, хотя и скорее всего неосознанный, к которому стоит прислушаться.
Возможно, люди интуитивно чувствуют, что часть долгого анализа могла бы происходить без посещения психоаналитика (и, соответственно, без оплаты, иногда весьма дорогостоящей), и в отдельных случаях я склонна с этим согласиться.
Судя по моему опыту, работа с психоаналитиком может в некоторых случаях (которые так же стоит определить более конкретно), проходить дискретно, то есть с промежутками. Тесная работа в контакте с профессионалом может сменяться самостоятельным анализом без непосредственного участия психоаналитика. При этом следует сделать акцент на том, что этот последний может происходить только на остаточных «волнах» осознаний, приходящих после глубокой парной работы, затухающих через определенное время. После наступления момента затишья и окончания волнового эффекта, следует вернуться в кабинет аналитика для продолжения процесса самоактуализации и достижения нового инсайта, то есть начала нового волнового процесса.
С моей точки зрения категория людей, которые могут себе позволить подобную тактику дискретного анализа, это люди невротического уровня организации личности (но не пограничного и тем более не психотического), способные к интенсивной саморефлексии и самодисциплине. Не менее важна вера в существование этого самого «волнового эффекта» и непосредственно в психотерапию. Люди с подобными качествами прежде всего смогут отследить действие этого волнового эффекта, который заключается в последующих волнах мини-инсайтов, мини-осознаний, следующих за инсайтом, который произошел в кабинете аналитика. Они, ухватившись за новую мысль, обдумают ее без посторонней помощи и придадут ей сами необходимое значение, которое так же будет способствовать жизненным изменениям в нужном им направлении. При этом будет происходить все-таки не такая интенсивная работа, как в парной работе с профессионалом, и это даст возможность человеку отдохнуть и восстановить силы. Так же, подобный «отдых» даст возможность всем инстанциям психического аппарата обработать уже имеющийся наработанный материал и внедрить его по назначению или, другими словами, осуществить перезагрузку.
Периодичность, с которой стоит приходить в кабинет психоаналитика и затем на время расставаться с ним вряд ли возможно и следует устанавливать точно. Каждый человек индивидуален и время «волнового эффекта» для каждого, следовательно, тоже уникально. Предположу, что в каждых отдельных аналитических отношениях период должен устанавливаться в соответствии с ситуацией. Так же стоит решать и договариваться индивидуально нужно ли анализанту, чтобы психоаналитик контролировал этот процесс (посредством звонков и напоминаний) или он может идти спонтанно: гибкость границ регулируют или регулируется.
Еще одно замечание по поводу первого расставания с аналитиком. Скорее всего, оно должно происходить так же после достаточно длительной предварительной работы, для того, чтобы у анализанта сформировались необходимые ему в самоанализе качества и привычки и накопился первичный материал для его психической адаптации.
В целом, такой подход может быть полезен как непосредственно для процесса психотерапии, так и для более толерантного отношения к методу и его последователям. К тому же есть вероятность, как это не парадоксально звучит, что время «отлучек» от психоанализа может сократить время, которое необходимо для него самого, ведь как нам известно из физиологии, отдохнувшее тело способно выдерживать большие нагрузки большее количество времени, нежели уставшее. Похоже, что психический аппарат так же может подчиняться этому простому алгоритму. При этом, еще раз подчеркну, что следует соблюдать показания к применению подобной тактики дискретного анализа и учитывать индивидуальные особенности каждого конкретного анализанта.
Набросок психоаналитической теории заряда
Большая психология - научный психоаналитический труд.
Читать далее
КАК ДЕТСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ РАБОТАЕТ С МЛАДЕНЦАМИ
Случай из практики. Клиентка, молодая мама замечательной девочки 6 месяцев. И все бы хорошо, если бы не один момент: малышка родилась с обвитием пуповины. Это сказалось на том, что сейчас просто невозможно было одеть ей какие-либо чепчики с завязками вокруг шеи...
Читать далее
(отвечаем в течение суток)