Что говорят церковные люди о воспитании
02.05.2021

Под долгом воспитать своих детей я разумею не одно то, что не допустить их умереть с голода, чем люди, кажется, и ограничивают свои обязанности по отношению к детям.

Иоанн Златоуст

#гусенцова#воспитание#церковь

Поучительное слово

Иоанна Златоуста

о воспитании детей и юношества

Родить детей есть дело природы, но образовать и воспитать их в добродетели – дело ума и воли.

Под долгом воспитать своих детей я разумею не одно то, что не допустить их умереть с голода, чем люди, кажется, и ограничивают свои обязанности по отношению к детям. Для этого не нужно ни книг, ни постановлений: об этом весьма громко говорит природа. Я говорю о попечении образовать сердца детей в добродетели и благочестии – долг священный, которого нельзя преступить, не сделавшись виновным в некоторого рода детоубийстве.

Эта обязанность обща как для отцов, так и для матерей. Есть отцы, которые не щадят ничего, чтобы доставить детям своим учителей в удовольствиях и потворствовать прихотям их, как богатых наследников, а чтобы дети были христианами, чтобы упражнялись в благочестии, - до этого им мало нужды. Преступное ослепление! Этой-то глупой невнимательности должно приписывать все беспорядки, от которых стонет общество. Положим, что вы приобрели для них большое имущество, но, если они не будут уметь благоразумно вести себя, оно сохранится у них недолго. Имущество будет расточено; оно погибнет с обладателями своими, оно будет самым печальным для них наследием.

Юноша, которому вы дадите доброе воспитание, мало того что приобретает себе всеобщее уважение, сколько он делается милее для вас самих! Ваша привязанность к нему не будет одним простым влечением природы; она будет плодом его добродетели. За это во время вашей старости вы в свою очередь получите от него все услуги сыновней любви, он будет вашей опорой. Потому как те, кои не почитают Господа, презирают и своих родителей, так, напротив, те, кои чтут Бога, Отца всех человеков, всегда будут всячески уважать и тех, от кого они получили жизнь.

Если бы добрые отцы старались дать своим детям доброе воспитание, то не нужны были бы ни законы, ни суды, ни судилища, ни наказания. Палачи есть потому, что нет нравственности.

Не безрассудно ли учить детей искусствам, посылать их для этого в училище, ничего не жалеть для такого их образования, а о воспитании их в наказании и учении Господнем не заботиться? За то-то сами мы и пожинаем плоды такого воспитания детей своих, видя их дерзкими, невоздержными, непослушными, развратными! Не будем же поступать таким образом и послушаем увещания блаженного Павла; станем воспитывать детей своих в наказании и учении Господнем. Подадим им пример благочестия, заставим их с раннего возраста упражняться в чтении Священного Писания.

И худо не это одно, что вы внушаете детям противное заповедям Христовым, но и то ещё, что нечестие прикрываете наименованиями, называя постоянное бывание на конских ристалищах и театрах светскостью, обладание богатством – свободой, дерзость – откровенностью, расточительность – человеколюбием, несправедливость – мужеством. Потом, как будто ещё мало этого обмана, вы и добродетели называете противоположными наименованиями: скромность – неучтивостью, кротость – трусостью, справедливость – слабостью, смирение – раболепством, незлобие – бессилием. Вы будто боитесь, как бы дети, услышав от других настоящее название этих добродетелей и пороков, не убежали от заразы. Ибо названия пороков прямыми и настоящими их наименованиями немало способствует к отвращению от них. Я знаю много и таких, которые этим способом были образумлены и, слыша поносные себе названия, сделались скромнее по жизни. Но вы отняли у детей и это пособие к исправлению. И, что ещё хуже, внушаете им зло не только словами, но и делами: строите великолепные дома, покупаете дорогие поместья, окружаете их и прочим блеском, и всем этим, ка бы каким густым облаком, омрачаете их душу.

Юность неукротима и имеет нужду во многих наставниках, учителях, руководителях, надсмотрщиках, воспитателях. И только при таких усилиях возможно обуздать её. Что конь необузданный, что зверь неукротимый – то же самое есть и юность. Поэтому если вначале и с первого возраста поставим для неё надлежащие пределы, то впоследствии не будем иметь нужды в великих усилиях; напротив, потом привычка обратиться для них в закон. Не позволим же им делать того, что приятно и вместе с тем вредно; не будем угождать им, потому что они дети, но преимущественно будем сохранять их в целомудрии. Ибо тут более всего возможен вред юности. Об этом мы более всего должны заботиться, к этому мы особенно должны быть внимательны. Скорее будем брать для них жен, чтобы они, имея чистое и нерастленное тело, соединялись с невестами. Такая любовь бывает особенно пламенна. Кто был целомудренным до брака, тот тем более останется таким и после брака. Напротив, кто до брака научился любодействовать, тот и после брака станет делать то же самое. Для того и возлагаются на головы венцы – в знак победы, что они, не будучи побеждены, вступают в брачный чертог, что они не были одолены похотью. Если же кто, увлеченный сладострастием, предался блудницам, то для чего после этого он имеет венец на главе, когда он побежден? Это будет им внушать, этим будем их вразумлять, устрашать, угрожать, делая то одно, то другое.

Нам вверен важный залог – дети. Будем поэтому заботиться о них и употребим все меры, чтобы лукавый не похитил их у нас.

Вы, матери, больше всего смотрите за дочерьми: попечение это для вас нетрудно. Наблюдайте за тем, чтобы они сидели дома, а прежде всего учите их быть благочестивыми, скромными, презирать деньги и не слишком заботиться о нарядах. Так и в замужество отдавайте их. Если так образуете дочь вашу, то спасете не только её, но и мужа, но и детей, и не одних детей, но и внуков. Если корень будет хорош, то и ветви будут лучше развиваться, и за все это получите награду. Поэтому все будем делать так, как прилично заботящимся о благе не одной души, но и о благе многих через одну. Ибо она (дочь) при вступлении в брак должна так выходить из отеческого дома, как выходит борец из места состязаний, то есть она должна знать в точности всю науку, с помощью которой могла бы, подобно закваске, все смешение возвести к собственной красоте.

И сыновья опять до того должны быть скромны, чтобы скорее всего можно было узнавать их по их благонравию и целомудрию, чтобы они заслужили великую похвалу и от людей, и от Бога. Пусть они научатся обуздывать чрево, воздерживаться от лишних издержек, быть расчетливыми, нежно любящими, пусть научаться повиноваться власти. Ибо таким образом они могут доставить родителям великую награду. Тогда все будет направлено к славе Божией и нашему спасению о Христе Иисусе Господе нашем, с Которым Отцу вместе со Святым Духом слава, держава, честь ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Архиепископ Лука

(Войно-Ясенецкий)

Как надо воспитывать детей

 

«Блюдите, да не презрите единаго от малых сих»

Помните ли вы эти слова Христовы? Думали ли вы о том, что они относятся прямо и непосредственно к вам?

Разве мало у вас этих «малых сих», которых надлежит вам блюсти?

Разве мало у вас сыновей, дочерей, о которых вы льете горькие слезы?

Разве мало развратных дочерей и сыновей – воров и хулиганов?

Много, много вы льёте слез над ними. Отчего же это?

Оттого, что прежде не вспоминали эти слова Христовы: «Блюдите, да не презрите единаго от малых сих»

Когда тяжко вам становится от того, что творят ваши дети, тогда вы плачете, тогда вы Богу молитесь, чтобы Он помог вам. А молитва ваша остается бесплодной, потому что нельзя на Бога возлагать свои собственные обязанности, потому что вы сами должны были заботиться о детях ваших и воспитывать их, а не ждать, что за вас исполнит это Бог.

Если слуга ваш не радеет о своем деле, но ждет, чтобы вы сами исполнили его, то разве вы станете работать за него, разве не разгневаетесь на нерадивого слугу? Что же вы хотите от Бога, если сами не заботитесь о детях ваших?

Свт. Иоанн Златоуст сказал страшные слова о тех, которые не воспитывают детей своих: «Родители, которые не воспитывают детей своих по-христиански, беззаконнее детоубийц, ибо детоубийцы тело от души разлучили, а они душу и тело ввергают в геенну огненную».

Тяжкий, тяжкий ответ даст перед Богом каждый из тех, кто не заботиться о воспитании детей. В Библии, в первой книге Царств, рассказывается о благочестивом первосвященнике Илии, который пятьдесят лет был судьей народа Израильского. При нем находился, ему служил святой пророк Самуил, тогда ещё только отрок.

И однажды во сне этому святому отроку Господь повелел возвестить первосвященнику Илию, что его ждет страшная кара Божия за то, что не радеет он о детях своих.

А дети его были ветхозаветными священнослужителями и нечестием своим озлобляли народ и отвращали его от Бога. Когда приносили евреи мясо животных в дар Богу, тогда слуги этих нечестивых священников выбирали лучшие куски мяса из котла, в котором оно варилось для жертвоприношения, и отдавали этим нечестивцам. Даже сырое мясо отбирали они, а на требование принесших сперва сжечь тук на жертвеннике отвечали: «Если не отдашь, силой возьму». Видя это, народ отвращался от жертвоприношений. За такое нечестие Господь покарал не только этих священников, но и самого первосвященника Илия. Это случилось так: было нашествие филистимлян на землю Израильскую, и во время ожесточенного боя этот 98-летний старец сидел у храма в ожидании известий. И прибежал к нему взволнованный, покрытый пылью вестник и сказал ему: «Сыновей твоих убили, а ковчег Божий взят в плен». Услышав эту весть первосвященник упал навзничь, сломал позвоночник и умер тяжкой смертью. А Господь возвестил, что наказание будет продолжаться над всем родом его.

Вот видите, как это страшно – весь род первосвященника Илия был наказан за то, что не удерживал сыновей своих от тяжких грехов. Это грозит каждому из тех, кто не будет радеть о воспитании детей своих.

А о тех, кто всем сердцем стремиться воспитать детей в благочестии, вы слышите на каждой утрене в псалме 102-м такие благословенные слова: «Милость же Господня от века и до века на боящихся Его, и правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, творити я».

Во веки веков благословение Божие на тех, кто воспитывает детей своих в благочестии. Но во веки веков будет тяготеть проклятие Божие над теми, кого не воспитали в духе христианского благочестия. Скажите, что будет с несчастной дочерью вашей, которая в юности предается разврату и потом выйдет замуж и родит детей? Будет ли благословение Божие на ней и на всей семье ее? Нет, нет. Это вырастет неблагочестивый, богопротивный род.

Подумайте, как это страшно, какую тяжкую ответственность несете вы перед Богом, если не воспитываете детей своих в нравах христианских.

Как же должно их воспитывать? Так, как воспитывали своих детей древние христиане, христиане первых веков. Они с самого раннего детства приучали их к молитве, храму, постам, к таинствам церковным, учили их грамоте по книгам Священного Писания, никогда не позволяли ребенку сесть за стол без молитвы. Они внушили детям, что каждое дело, каждый шаг христианина должны начинаться крестным знамением и молитвой.

Они заботились не только об общем образовании детей своих, не только о приобретении ими мудрости языческой, об обучении философии, музыке, искусствам. Нет, научая детей своих, они руководствовались глубоким, святым правилом: того почитали несчастным, кто знает все и не знает Бога. Того блаженным, кто знает Бога, хотя бы и не знал ничего другого.

Не думайте, что этим запрещается вам учить детей ваших всем светским наукам. Нисколько. Величайшие отцы наши и учители Церкви сами в молодости очень усердно предавались изучению всей мудрости научной, философской. Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст были высокообразованными людьми своего времени. И вашим детям надлежит быть образованными, учеными. Но только важно, чтобы их обучение и воспитание не ограничивалось одной только мудростью светской, мудростью мира сего, чтобы наряду с этим они познавали высшую правду и истину, научались закону Божию и заповедям Христовым, приучались к постоянному благочестию, всегда помнили о Боге, о заповедях Божиих, о пути Христовом. Тогда и только тогда они не заблудятся на пути мудрости человеческой, только тогда будут ставить выше всего мудрость христианскую, познание Бога. Так надлежит вам учить детей ваших.

А как же должны вы воспитывать их, насаждать в них высшую нравственность христианскую? Прежде всего вашим примером, ибо дети воспитываются именно примером родителей своих. Всякое словесное поучение, всякое искусство педагогическое ничто, пустота по сравнению с тем примером, который видят дети в родителях своих. Скажите, вырастут ли чистыми и хорошими людьми те дети, которые в лице родителей своих видят самые дурные примеры безнравственности? Будут ли чисты и целомудренны дочери ваши, если вы сами подаете им пример прелюбодеяний? Будут ли чисты, неспособны к воровству дети ваши, если вы не будете учить их честности с самых юных лет? Когда сыновья опустошают чужие огороды, не оставляют созревать плоды в садах и когда приходят жаловаться на них, некоторые матери спокойно отвечают: «Ну что же, дети малые, что с них спрашивать?» Господь спросит с них! Спросит грозно. Зачем позволяли детям воровать с самого юного возраста, зачем не учили заповедям Божиим, зачем не внушили отвращение и презрение к воровству и хулиганству?

Тяжкий ответ дадите вы перед Богом за всякий соблазн, который видят в вас дети ваши, за все ссоры, ругательства, пустословия, драки, которые происходят на их глазах. Если сами так поступаете, то чему научите детей ваших? 

Великий учитель вселенский, величайший из церковных проповедников святитель Иоанн Златоустый так сказал о родителях, которые не учат детей своих добру, а поощряют дурные свойства их, страсти и нечестие: «Ведь вы, как будто намеренно стараясь погубить детей, приказываете им делать только то, что делая, невозможно спастись. Горе, сказано, смеющимся,-вы подаете детям множество поводов к смеху; горе богатым – а вы только о том и стараетесь, чтобы они разбогатели; горе, егда добре рекут вам вси человецы, - а вы часто тратите все свое имущество из-за славы людской; опять: поносящий брата своего повинен есть геенне, - а вы считаете слабыми и трусливыми тех, кто молчаливо сносит обидные речи других.

Христос повелевает отвращаться от брани и распри. А вы постоянно занимаете детей своих этими злыми делами. Любяй душу свою,- сказал Господь,- погубит ю, - а вы всячески вовлекаете их в эту любовь; аще не отпущаете, - говорит Он, - человеком согрешений их, ни Отец ваш Небесный отпустит вам, а вы даже попрекаете детей, когда они не захотят мстить обидевшим. Христос сказал, что любящие славу постятся ли, молятся ли, подают ли милостыню, - все это делают без пользы; а вы только и стараетесь о том, чтобы ваши дети получили славу. И худо не только то, что вы внушаете детям противное заповедям Христовым, но ещё и то, что доброе хулите, называя скромность – необразованностью, кротость – трусостью, справедливость – слабостью, смирение – раболепством, незлобие – бессилием. Вы склоняете их к таким делам, за которые Иисус Христос определил неизбежную погибель; вы об их душе как чем-то ненужном небрежете, а о том, что действительно излишне, заботитесь, как о необходимом и важнейшем.

Вы все делаете для того, чтобы был у сына слуга, конь и самая лучшая одежда. А чтобы он сам был хорош, об этом и подумать не хотите. Нет,- простирая до такой степени заботливость о древе и камнях, души не удостаиваете и малейшей части такого попечения. Все делаете, только бы на доме стояла чудная статуя и кровля была золотая, а чтобы драгоценнейшее изваяние – душа была золотая, об этом и помыслить не хотите».

Так говорил свт. Иоанн Златоустый в древние времена, 1500 лет тому назад, но эти слова полезно услышать вам и ныне, ибо разве и теперь не воспитываете вы детей своих так же плохо, не внушая им страха Божия? Разве не заботитесь прежде всего о том, чтобы детям своим обеспечить лучшее положение в жизни, чтобы поставить их в ряды власть имущих, богатых и сильных? Разве не внушаете им, что в деньгах сила, что нужно приобретать большие знания ради богатства и обеспеченной, привольной жизни?

А разве это нужно? Нужно как раз обратное. Нужно детям своим внушать презрение к деньгам, богатству, славе, высокому положению в обществе. Нужно прививать им любовь к чистоте, святости, благочестию. А об этом как раз меньше всего вы заботитесь. Детей надо начинать воспитывать с самих пеленок, ибо только в самом юном возрасте они легко поддаются всякому научению. Их душа мягка, как воск, на ней отпечатывается все – и ваши дурные примеры, и благочестивые слова, и всякий светлый и чистый пример.

Древние христиане с самого юного возраста приучали детей к молитве и чтению Святого Писания. А теперь говорят: «Разве это детское дело – заниматься псалмами? Это дело монахов и стариков, а детям нужны веселье и радость».

Забываете вы о том, о чем святой Тихон Задонский сказал так просто: «Малое деревцо, куда наклонить его, туда и будет расти; новый сосуд будет издавать тот запах, каким напитаете вы его, вливая в него или смрадную жидкость, или ароматную и чистую».

Вот если в душу малого ребенка вы будете вливать всякий смрад, она станет смрадной. Если будете вливать аромат Христова благоухания, то будут ваши дети благоухать перед людьми, будут радостью и утехой для вас. Примером вашим воспитывайте детей. Об этом прекрасно сказал славный проповедник русский, архиепископ Харьковский Амвросий:

«Когда ни один член семейства не может остаться без вечерней и утренней молитвы, когда отец не выходит из дому на свое дело, не помолившись перед святыми иконами, а мать ничего не начинает без крестного знамения, когда и малому дитяти не позволяют дотронуться до пищи, пока не перекреститься,-

не приучаются ли этим дети просить во всем помощи Божией, и призывать на все благословение Божие, и веровать, что без помощи Бога нет безопасности в жизни, а без Его благословления нет успеха в делах человеческих?

Мать, предмет всей любви и нежности для дитяти, стоит с благоговейным выражением лица и молится перед иконою Спасителя. Дитя смотрит то на неё, то на образ – и не нуждается в длинных объяснениях того, что это значит. Вот первый безмолвный урок богопознания».

Вот первый и самый важный урок благочестия. Такие уроки можете и должны вы всегда и во всем подавать детям вашим.

Вы должны беречь детей от всего, что нечисто, дурно. Вы должны дочерей удерживать от чтения сладострастных романов, должны требовать от них, чтобы они читали с разбором, должны удерживать их от пустых зрелищ, не позволять всегда развлекаться и постоянно бегать по кино и театрам. Вы должны приучать их к тихому и трудовому домашнему житию.

А ещё не должны вы забывать о том, что нельзя воспитать малого ребенка, никогда его не наказывая. Должны вы помнить о том, что величайшую ошибку делают те родители, которые влюблены в своих маленьких детей, любуются ими, все прощают, никогда не наказывают. О таких сказал премудрый Сирах: «Лелей дитя, и оно устрашит тебя».

А вот что говорит наш великий святитель Тихон Задонский: «Юнии, ненаказанные и в возраст пришедшие, суть как кони необученные и свирепеющие. Посему, христианин, люби детей своих и наказуй их. Пусть они ныне болезнуют телом, пока молоды, дабы и по себе ты не болезновал о них сердцем. Пусть они плачут от тебя, чтобы не плакал ты от них и о них. Впрочем, умеренность во всем похвальна и потребна»

Нужна умеренность в наказании, по слову святителя. Нельзя наказывать детей с раздражением, со злобой, с ненавистью. Нужно наказывать спокойно, любя. Тогда дети почувствуют эту любовь, они почувствуют, что заслуживают наказания, и тогда наказание будет с пользой и их исправит. О таком наказании детей многие из вас не думают и оставляют ненаказанными не только маленькие, но и тяжкие проступки – даже воровство, хулиганство, даже распутную жизнь молодых девушек.

Видите, какие огромные задачи перед вами стоят в деле воспитания детей. Видите, как святы обязанности матерей. Нет более важной обязанности, нет более высокой ответственности перед Богом для матери, чем доброе воспитание детей. Перед Богом будете держать ответ и на все потомство навлечете гнев Божий, если не будете радеть о воспитании детей своих. И будете ещё здесь, на земле, мучиться и плакать, глядя на них.

Итак, блюдите, да не презрите единаго от малых сих. Всегда заботьтесь о них, всегда подавайте им чистые, святые примеры благочестия, и тогда Господне благословение будет от века и до века на детях ваших и на вас самих.

Есть над чем подумать?

Оцените статью:

0 0
Оставить комментарии
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
Статьи по тематике
психолог 28.06.2021

ПСИХОЛОГ НА ПРИЕМЕ У ДЕТСКОГО НЕВРОЛОГА

На днях мы попали с сыном к детскому неврологу. По привычке, ожидая приема, я ходила и читала информационные стенды вблизи кабинета. Один привлек мое повышенное внимание, и я прочитала его весь... Читать далее
0 0 252
психолог 15.06.2021

"ТЕПЛАЯ" МАМА

Вспомните, как давно вы просто так обнимали своего сынульку или доченьку и говорили ей, как сильно вы его\ее любите? Именно ОБНИМАЯ! Многие стесняются так вести себя, некоторым страшно «что подумают люди». Иногда кажется, что значение такого поведения переоценивают и что достаток важнее нежных чувств и эмоций, а зря! Ученые провели тест… Читать далее
0 0 222
психолог 07.06.2021

КАК СДЕЛАТЬ МАМУ СЧАСТЛИВОЙ?

В нашем обществе многие женщины являются мамами, несут эту почетную и ценную роль. Как минимум 50% стабильности базируется на этой армии нежных и любящих сердец. И тем не менее многие чувствуют себя ненужными, неценными, неинтересными… (добавить по вкусу)! Почему же так происходит? Читать далее
0 0 244
Услуги
Групповые встречи

Групповые встречи

Игры

Игры

Расстановки

Расстановки

кабинет психолога пенза

Детский психоаналитик

Консультации/Супервизии

Консультации/Супервизии

Бесплатно
Форум

Форум

Блог

Блог

Курсы

Курсы

Лекции

Лекции

Книги и материалы

Книги и материалы

Обучение
Запись на консультацию