Содержание
Введение…………………………………………………………………………….……………………………………………….. |
1 |
Бессознательное в историческом ракурсе……………………………………………………….…………………………..….…. |
1 |
Заключение………………………………………………………………………..…………………………………………..….….. |
3 |
Список изученной литературы……………………………………………………………………...……………………………... |
3 |
Введение
Психология – это наука о психике и психических явлениях [5]. Одним из структурных составляющих нашей психики, а точнее психического аппарата, является Бессознательное [2].
Без преувеличения можно сказать, что глубокое изучение концепции Бессознательного повлияло на становление психологической науки и ее выход из материнского ложа философии. Хотя о Бессознательном, как о структурной составляющей психического аппарата первым заговорил З.Фрейд, о нем знают уже тысячи лет, начиная с Античности и по сей день [4].
В данном реферате нам хочется пролистать некоторые страницы истории существования бессознательного и увидеть тенденцию развития представления о нем.
Бессознательное в историческом ракурсе
Древнегреческий философ Платон (IV век до н.э.), например, рассуждал о способе мышления «познание-воспоминание», при котором знания извлекаются откуда-то из глубин психики.
В своём труде «Государства» он рассказывает о том, что Душа, которую можно сравнить и с идеальным обществом, состоит из трех частей: из разумного или расчетливого начала, из яростного или гневного и из неразумного и вожделяющего. Он впервые в истории философской мысли пастулирует закон противоречия: ни одна вещь не может одновременно совершать или претерпевать противоположные действия, а части той самой души как раз действуют зачатую в прямо противоположном друг к другу направлении. Разумный учет блага и пользы сталкивается с противодействием ощущений, они точно так же не могут получить то, чего им хочется, в силу противодействия как раз уже разумного начала.
Наибольшей частью представляется неразумно-вожделяющая часть. Две другие многократно меньше её, и разумная кажется минимальной. Здоровое состояние души возможно только когда господствует разумная часть, яростная часть выполняет приказы разумного, а вожделяющая просто повинуется.
В «Федре» Платон дает мифологическую метафорическую иллюстрацию этого учения. Он сравнивает душу с колесницей. Ей правит разумная часть - возничий. В неё запряжены два коня: прекрасный и совершенный, белой масти – яростная часть, второй своенравный и скверный, черной масти – вожделяющая часть. Возничий, управляя, понимает, что добрый конь слушает его, а черный тянет в сторону. Колесницы следуют за колесницами богов, но приобщиться к ним удается не всем и каждому, так как плохой конь постоянно противостоит возничему и благородному белому коню. В связи с этим лишь некоторым удается узреть кое-что из истинного, другие же сталкиваются между собой и теряются.
Лейбниц (1646 – 1716гг.) вводит само понятие бессознательного. Впервые в истории он произвел различие между бессознательными и сознательными проявлением духа. Картезианцы сделали большую оплошность, считая за нечто неосознаваемые восприятия, считает он, потому что думать, что в душе имеются лишь такие восприятия, которые она осознает, является величайшим источником ошибок. Наряду с четко осознаваемыми восприятиями в душе есть бесконечное множество малозаметных восприятий, которые слабо выделяются, чтобы их можно было полностью осознавать или вспомнить, но они познаются по вытекающим из них точным следствиям. Мы мыслим одновременно о множестве вещей, но обращаем внимание на наиболее значемые мысли».
Все непроизвольные действия являются результатом действия именно малых восприятий. Они определяют интересы человека. Из малых восприятий возникают сознательные желания. Малые восприятия осознаются ввиду их недостаточной мощи. Осознание не отличается от бессознательного какой-то особой сущностью, в душе происходят постоянные смены сознательных представлений в бессознательные и наоборот.
Эдуард Гартман в книге «Философия бессознательного» (1869) ссылался на выдающихся немецких философов первой половины XIX века Фридриха Шиллинга и Артура Шопенгауэра и говорил о бессознательном как абсолютном начале жизни во всех её проявлениях. Однако, во всех перечисленных и многих других источниках бессознательное рассматривалось только как философская категория, без возможности его изучения. Кроме того, благодаря весомому на тот момент мнению Рене Декарта, начиная с XVII века было принято считать, что сознание и психика тождественны.
Введение и изучение такого важного понятия, как сужение поля сознания, привело французского психолога, психиатра и философа Пьера Жане (1859-1947гг.) к анализу соотношения сознательного и бессознательного уже в психике человека. Он пришел к выводу, что под бессознательным действием понимается такой акт, который обладает всеми признаками психического акта, кроме осознания такового [3].
Фрейд совершил революцию, показав и подтвердив с помощью использования свободных ассоциация и анализа сновидений, что нельзя считать сознательными все психические акты. В работе «Бессознательное» он обосновал наличие бессознательных процессов в психике человека и определил два его свойства: в нем нет отрицания и времени. Бессознательное становится частью психического аппарата [7]. Если в сознании могут быть «провалы» в виде «забывчивости», то в Бессознательном все фиксируется, если в сознании есть язык, то бессознательное бессловесно. В Бессознательном нет понятия реальности или вымысла, там всё перемешано. Любые психические содержания, единожды вошедшие в психику на сознательном или неосознаваемом уровне, навсегда остаются в ней. Далее они могут трансформироваться в другие психические содержания и быть источником определенных мыслей, чувств или поведенческих действий.
Человеку присущи все инстинктивные формы поведения, отмечаемые и в животном мире. При этом, в связи с наличием социальной сферы, инстинкты приобретают культурное значение и трансформируются во лечения. Они находятся в подавленном состоянии в бессознательном, периодически прорываясь на поведенческий уровень существования человека. Общество и его дериваты налагают заперты на некоторые формы поведения, а инстинкты действуют им в противовес.
Фрейд говорит о том, что в детстве преимущественно неприятные события вытесняются из сознания в бессознательное. Болезненные воспоминания настолько неприемлемы и болезненны, что эвакуируются из памяти основательно, но не тотально. В тоже время, вытесненное остается в Бессознательном и стремиться вернуться обратно, используя для этого различные способы, так называемые психопатологические симптомы: психические нарушения, описки, очитки, потери одних и тех же вещей, забывании имен и дат, повторяющихся сновидений, неконтролируемые двигательные акты, несоответствующие конкретной ситуации, симптомы физических заболеваний. Это так же говорит и о том, что влияние Бессознательного проявляется не только при психических расстройствах, но и у совершенно здоровых людей в повседневной жизни [2].
Австрийский аналитик, являющийся основоположником такого направления в психологии, как анатитическая терапия, Карл Густав Юнг утверждал, что ребёнок не рождается с готовым сознанием, он не приходит в этот мир как табула раса (tabula rasa). У него уже есть мозг, который работает на современном уровне, но он же имеет и свою индивидуальную историю, которой насчитывается несколько миллионов лет. Значит в сегодняшнюю его работу включается и архаические моменты прежних далеких лет. Аналитик говорит о коллективном бессознательном.
Характеризуя его, он приводит следующий пример: «однажды, когда я работал в клинике, случился пациент с диагнозом шизофрении и весьма своеобразными видениями. Он рассказал мне об этих видениях и предлагал при этом «взглянуть тоже». Чуть позже он натолкнулся на книгу одного исследователя из Германии, опубликовавшего главу о магическом папирусе. Юнг прочел ее с большим интересом и на седьмой странице обнаружил видение его пациента-лунатика «слово в слово». Это его потрясло. Как могло оказаться, чтобы его клиент мог увидеть подобное он не представлял. И это был не просто один образ, но целая серия, и в книге все точь в точь повторялось.
Коллективное бессознательное – это тот самый глубоко лежащий слой, который в соответствии с далекой историей, невилирует индивидуальность каждой отдельной личности согласно общим этапам развития. Это та область, где разум смешивается и расширяется до размеров общечеловеческого, не сознательного, а бессознательного. Все люди там одинаковы.
Содержание бессознательного разума не контролируются волей. Когда оно констелируется в больших социальных группах, то результатом становится публичное помешательство, ментальная эпидемия, которая в итоге приводит к выплеску агрессии или военным действиям. Это очень заразительно. Человек перестает быть собой, он уже не участник процесса, а становится им.
Другие содержащие коллективного бессознательного – это инстинкты, корелятами которых являются архетипы. Чтобы не было массовых психозов, связь с коллективным бессознательным существует постоянно и выражается через архитипические образы, которые по сути и решают его судьбу. Огромной силе архетипа нельзя противостоять.
«Понятие архетипа… вытекает из многочисленных наблюдений над мифами и сказками мировой литературы, которые, как оказалось, содержат определенные устойчивые безличные мотивы, которые неожиданно обнаруживаются повсюду. Мы встречаем эти же мотивы в фантазиях, снах, бредах, галлюцинациях индивидов, живущих сегодня. Эти типичные образы и ассоциации являются тем, что я называю архетипическими идеями.» [8]
Архетипов существует столько же, сколько и жизненных ситуаций. Повторявшись множество раз, они запечатлелись не в виде формы, напоминавших образы и информацию о них, а сначала в виде форм без содержания, или первообразов. И они активируются, когда происходит сходная им жизненная ситуация. Силу его побуждения невозможно преодолеть, как и силу влечения, постулируемую Зигмундом Фрейдом. Доказывают их существование сновидения, то есть явления неконтролируемые, спонтанные и натуральные.
Ответом на духовную нужду, остро заявившей о себе после Первой мировой войны и победы большевизма в России, стал психосинтез, который еще больше расширяет наше познание о бессознательном и его структуре.
Первое сообщение о психосинтезе появилось в 1910 г. в диссертации Роберто Ассоджиоли. В поисках новых ценностей человеку пришлось обратиться к себе. Соответственно появилась необходимость в познании духовной и психической жизни, а так же, в развитии её культуры. Устройство личности согласно концепциям течения, подразделяется на несколько частей. К бессознательной её части относятся:
1. Низшее бессознательное – которое включает первичные инстинкты, координацию телесных функций, многие комплексы, сны и фантазии низшего рода, а так же проявление низшего психизма.
2. Среднее бессознательное – его содержание связано с содержанием нашего бодрствующего сознания и легко ему доступно. Здесь происходит ассимиляция и переработка повседневного опыта.
3. Высшее бессознательное - источник гениальности, вдохновения и высшей интуиции художественного, философского, научного, этического рода, а также высших чувств, таких как альтруистическая любовь.
4. Коллективное бессознательное – это всё, что окружает личность [1].
На данный момент существование Бессознательного признается многими психологическими течениями, например: гуманистическим направлением и когнитивной психологией. Другое дело, что смотрят они на него сквозь призму своей теоретической базы. Даже в учебнике по «Общей психологии» есть глава «Неосознаваемые психические процессы», что говорит о признании и интересе.
Заключение
На данный момент существование Бессознательного признано, а степень его изученности говорит о том, что к нему проявляется немалый интерес. Методики, созданные с помощью знаний о Бессознательном, помогают многим людям повысить уровень своей осознанности и решать многие жизненные проблемы.
Тем не менее еще много непознанного в такой скрытой от нас области, недоступной нам напрямую, как Бессознательное. Вопросы о функционировании бессознательного, его силе и ресурсе для личности, который оно содержит, остаются открытыми. Эта область предоставляет нам еще множество возможностей в ее изучении и открытии новых путей психологической помощи нуждающимся.
Список изученной литературы
1. Ассаджиолли Р. Психосинтез. Принципы и техники/ Пер. с англ. Е.Перовой. – М.: Издатльство «ЭКСМО-пресс», 2002. – 416с. (Серия «Психологическая коллекция»)
2. Введение в классический психоанализ: лекции. /Под научной ред. проф. М.М. Решетникова – СПб: Восточно-Европейский Институт психоанализа, 2014. – 318 с.
3. Жане П. Психологическая эволюция личности/ Пер. с фр. Н.Ю.Федуниной. – М.: Академический проект, 2010. – 399. – (Психологические технологии)
4. Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для ВУЗов. 5-е изд., перер. и дополн. – М.: Академический проект, 2004. – 576с. («Guadeamus», «Классический университетский учебник») 5. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001. – 592 с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»).
6. Юнг К.Г. Структура и динамика психического/ Пер. с англ. – М.: «Когито-Центр», 2008. – 480с.
7. Фрейд Зигмунд. Собрание сочинений в 26 томах. Т 13. Статьи по метапсихологии / Пер. С нем. Андрея Боковикова. – СПб.: ВЕИП, 2020.
8. С. G. Jung. Analytical Psychology: Its Theory and Practice. The Tavistock Lectures. – London a. Henley, 1968. -224 с.
Гусенцова Наталья
Микроб и экзистенциальная тревога
Последнее магистрское творение - эссе на тему экзистенциальной тревоги. Читать далееЭссе «Мои представления о профессиональной деятельности психолога»
Мы растем и представление о нашей профессии и месте в нем тоже меняются. Магистратура заставила задуматься уже в 2022 году, что же для меня значит быть психологом. Читать далееАнализ деятельности, профессиональных и личных качеств психолога – героя психологического сериала «Без свидетелей»
Всем профессионалам в сфере психологии известен сериал "Без свидетелей". У каждого свое мнение о его качестве. Лично мне он очень нравится. Небольшой анализ провела для магистрской практики - предоставляю его вашему вниманию. Читать далее(отвечаем в течение суток)